«Пришел еси и явился еси, Свет неприступный» - Храм в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского

«Пришел еси и явился еси, Свет неприступный»

Следуя по стопам вселенского торжества Рождества Христова, наступает праздник Крещения Господня. Церковь отмечает его с радостным размахом целых два дня и полагает петь его тропарь еще целую неделю до Отдания. Таким образом, Крещение как будто ставит восклицательный знак в чреде святочных дней и напутствует нас на дальнейшую чистую жизнь после праздничного ликования.

...Тридцатилетний Спаситель наш Иисус Христос выходит из тени на служение и проповедь ради избавления всего мира от погибели. Смиренно принимает Крещение от Иоанна, который и свидетельствует нам: "Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий" (Ин.I, 32-34).

Есть и второе имя у праздника. "Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец - гласом с неба, Бог Сын - воплотившийся – крещением, Бог Дух Святый - нисшествием на Крещаемого." (святитель Феофан Затворник).

И мы наполняемся трепета, и таинственно в эти святые дни - и в Сочельник, и в сам день 19 января - молитвой и благодатью Святого Духа "вод освящается естество"... И сосуды наполняются, как и наши сердца, этой тайной, освящающей и просветляющей человека и его бытие.

"Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно..." - говорит митрополит Антоний Сурожский.

На Руси праздник Крещения неразрывно связан с ледяной водой, припушённым снегом морозцем и, конечно, с народными купаниями в проруби! Как тут не вспомнить рассказа об этой традиции близкого нам всем русского писателя Ивана Шмелёва: "Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой Башни. Отец спрашивает - хорошаердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней - прорубленная во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке все блестит - и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев - митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик протодиакона. Говорят - «погружают крест!». Слышу знакомое - «Во Иорда-а-не... крещающуся Тебе, Господи-и...» и вдруг, грохает из пушки. Отец кричит - «пушки, гляди, палят!» - и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии... и - ба-бах!.. И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго..."

Вот так и наш приход во главе с о. Игорем поучаствовал в освящении проруби на городском карьере у подножия горы "Фристайл", а  крепкие духом прихожане и многочисленные сильные волей жители города окунулись в обжигающие святые воды.

Ольга Кобзева