Димитриевская родительская суббота - Храм в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского

Димитриевская родительская суббота

28 октября Православная Церковь в Димитриевскую родительскую субботу совершает память усопших православных христиан. Это ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского.

У многих народов в дохристианскую эпоху существовал обычай осеннего поминовения усопших. Так, у древних кельтов одним из главных праздников года был Самайн, который совмещался с поминовением усопших. Подобные обычаи известны и у других народов Евразии. У чувашей октябрь считался месяцем особенного поминовения усопших предков.

В VIII в. в Риме, а с IX в. повсеместно на Западе 1 ноября стало праздноваться как день Всех святых. В 994–1048 гг. аббат Клюнийского монастыря св. Одило закрепил за 2 ноября поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в латинской Церкви. Историки видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европейских народов.

Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян.

Первоначально осенние поминки по усопшим предкам не были приурочены к определённому дню. На Севере Руси ещё в конце XIX века осеннее поминовение, как остаток древней практики, совершалось в Покровскую субботу.

Одно из первых упоминаний Димитриевской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.

В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Вне монастырей Димитриевскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить».

В XVIII-XIX вв. появилась ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших воинов на Куликовом поле. Известен духовный стих, названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского». Во время Божественной литургии князь видит павших на поле брани русских воинов и татар, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу».

22 августа 1903 г. был издан императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

В этот день православные христиане поминают как усопших воинов, так и всех своих родственников. В пятницу на вечернем богослужении совершается парастас, где звучат тропари, стихиры, песнопения, посвященные молитве за умерших. Утром в субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной, она даёт им возможность получить облегчение и, может быть, даже обрести полное освобождение от загробных наказаний. По словам святителя Феофана Затворника, «участь отшедших не считается решённою до всеобщего Суда. Дотоле мы никого не можем считать осуждённым окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие!» (Собрание писем. Вып. 6, письмо 948).

Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Блаженный Августин писал: «Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, Спасительная Жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели, сколько заслужили они по грехам своим».

Поминая усопших, молясь за них, мы испрашиваем им  прощение грехов, а праведник, получивший там  дерзновение  молиться  перед  Богом, в  ответ  помолится  за  нас.  Такая  молитва живых об усопших подчеркивает нашу веру в слова Спасителя: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». (Лк. 20, 38).