Экскурсионно-просветительская деятельность в храме в честь святого благоверного князя Дмитрия Донского - Храм в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского
Экскурсионно-просветительская деятельность в храме в честь святого благоверного князя Дмитрия Донского

На протяжении учебного года в храме в честь святого благоверного князя Димитрия Донского были организованы уроки-экскурсии в иконописную мастерскую, которые посетили ученики городских школ.

Одна из задач экскурсии – раскрытие труда иконописца через технологические приемы данного вида творчества, а также передача эстетики и исторической значимости такого явления, как икона.

Иконописец Тамара Михайловская, автор большинства икон нашего храма и педагог ИЗО Лицея №3, провела познавательные и наглядные занятия, продемонстрировав приемы и способы работы с художественным материалом. В иконописной мастерской ученики смогли примерить на себя роль подмастерьев и попробовать различные художественные приемы, имеющие, кроме художественной ценности, исторические аспекты.

Прежде всего, ребята совершили небольшой экскурс в историю возникновения иконы. Несмотря на то, что изучаемый материал был новым, многие дети продемонстрировали ранее полученные на других уроках знания по данной теме. Обучающимся было предложено рассмотреть икону как мастерам - художникам. Что нового мы видим в иконе, чего нет в картине? Какие секреты хранит в себе композиция картины? И при чем здесь золотое сечение? А какие материалы использует иконописец? Учащиеся узнали, что это доска, сравнили, как много она весит по сравнению с холстом. Все они смогли подержать в руках доску, подготовленную под икону, и сами сделали выводы о нелегком труде мастера. Затем, как настоящие иконописцы, ребята пробуют рисовать углем по загрунтованной доске. Сравнивают работу углем и привычным карандашом.

После графического рисунка переходим к технологии золочения. Детям был задан вопрос: а настоящее ли золото на иконах? Были высказаны разные предположения. Большинство обывателей думает, что не настоящее. Ответ привел детей в восторг: драгоценный металл - подлинный. После демонстрации золота для иконы у всех возникает следующий вопрос: «Такое тонкое, как же его брать в руки, его так легко повредить?» Раскрыли секрет и этой технологии.

А дальше изготавливали краску, перетирали настоящие природные ископаемые. Дети очень удивились, что перед нами вроде камни, а на самом деле разные вещества, практически вся таблица Менделеева.

Обсудили реставрацию, посмотрев старинные иконы до, после и в промежуточном варианте процесса. Детям удалось все потрогать, попробовать в работе материалы и инструменты. Далее учащимся предстояло стать участниками художественного совета. После демонстрации иконы, требующей реставрации, была поставлена задача – определить, какие виды работ нужно произвести, последовательность их выполнения. Импровизированный художественный совет с задачей справился, последовательно разложив и обосновав все этапы реставрации, при этом используя профессиональную терминологию. И после такого практического опыта мы вернулись опять к беседе об иконе, о ее художественной составляющей.

И вот ребята словно проснулись в своих рассуждениях, они заметили в данном виде искусства что-то новое, интересное, невидимое ранее. Заметили –  какие образы смотрят на нас, сколько труда вкладывает художник в свою работу, обнаружили, что некоторые виды материалов были им известны, но из других учебных предметов. Затронутые на уровне искусства ценностные ориентиры, нравственные и моральные нормы способствуют формированию позитивного отношения к учению в целом и дают необходимую мотивацию.

По мнению многих ученых, обогащение новыми эстетическими знаниями ведёт, прежде всего, к расширению кругозора учащегося. Понимание особенностей эстетических категорий, их связей, принципов эстетических оценок существенно расширяет кругозор обучающегося, положительно влияет на развитие его интеллектуальных способностей. Посредством эстетического воспитания формируется творческое мышление. Кроме того, уроки-экскурсии художественно-эстетического цикла «за стенами школы» позволяют решить задачу эстетического воспитания комплексно, формируя при этом разные виды мышления: творческое, логическое, критическое и другие. Знакомя с неизвестными профессиями – иконописца, реставратора, позолотчика, – мы расширяем кругозор школьника, учим решать каждодневные задачи оригинально, нестандартно, уводим от стереотипов. Показываем, как знания и навыки, полученные на школьных уроках, нужны в жизни, как пригодятся подростку уже сегодня. Демонстрируем важность самореализации в профессии, предлагаем поучаствовать в изготовлении продукта, пусть малого, но своего.

На уроках в художественной мастерской нам удалось затронуть вопросы из различных школьных предметов. Например, курс химии – когда учащиеся перетирали пигменты, ведь все цвета в арсенале иконописной мастерской - это природные минералы, окси-гидрооксиды, силикаты, соли, углеродистые пигменты. Поработав с природными ископаемыми, ребята на собственном опыте могли почувствовать, чем отличаются пигменты, и это не только цвет. Данная тема настолько глубока, что в мастерской можно провести отдельный урок химии.

В мастерской были затронуты и вопросы физики. Всем известно, что в 1676 году сэр Исаак Ньютон исследовал явления, возникающие при прохождении луча света через призму на экран, где возникало изображение спектра. Существуют и другие физические пути образования цвета. Данные исследования с успехом использовали художники много веков. Раскрывать эту тему можно продолжить на уроках физики.

Конечно, невозможно говорить об искусстве, не затрагивая математических тем: золотое сечение – это гармоническая пропорция, которую используют художники, скульпторы, архитекторы. Известно множество примеров присутствия золотого сечения в произведениях изобразительного искусства. Это расширяет представления учащихся о сферах применения математики. Здесь же затрагиваются вопросы истории, нравственности, эстетики.

В конце занятия дети общались по заданной теме, рассуждали, благодаря чему раскрылись их коммуникативные умения, расширился словарный запас, и учащиеся, конечно же, старались употребить новые слова, им хотелось высказаться. Кого-то тронула эстетика иконы, кто-то заинтересовался техническими аспектами, а кто-то просто удивлялся, что пришел на урок ИЗО, а узнал и про химию, и про физику, и про математику с историей.

Так, на уроках-экскурсиях в иконописную мастерскую затрагиваются темы, подробно изучаемые в рамках самых разных учебных дисциплин, что способствует разностороннему развитию детей.

Михайловская Т.П.