Светлое Воскресение Христово – основа нашей веры - Храм в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского
Светлое Воскресение Христово – основа нашей веры

По словам святителя Епифания, епископа Кипрского «…праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников». Крестной Христовой смертью совершено очищение наших грехов, Его воскресением дарована нам вечная жизнь.

На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Тайна воскресения, как и тайна воплощения, – непостижимы. Воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, испугавшись Ангела, разбежались.

Ни жены мироносицы, ни ученики Христа ничего не знали о случившемся. Так как погребение Христа было совершено поспешно, то жены мироносицы Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины условились на следующий день после праздника Пасхи, то есть по-нашему в воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазание тела Спасителя благовонными мазями. Направляясь к месту погребения, они недоумевали: «кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик (Мк. 16:3). Они увидели во гробе юношу, сидящего на правой стороне, одетого в белую одежду. Таинственный юноша сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее» (Мк. 16:6, 7). Взволнованные неожиданной вестью, они поспешили к ученикам.

Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении. Мария Магдалина вернулась на место погребения Христа и стала плакать. В это время она увидела во гробе двух ангелов в белых одеждах, которые сидели – один у главы, другой у ног, где лежало тело Иисуса. Ангелы спросили у нее: «что ты плачешь?» (Ин. 20:15). Ответив им, Мария повернулась назад и увидела Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовник, она спросила: «Господин! если ты вынес Его, (Иисуса Христа), то скажи, куда положил Его, и я возьму Его». Тогда Господь сказал ей: "Мария"! (Ин. 20:16). Услышав голос и обернувшись к Нему, она узнала Христа и, воскликнув: "Учитель!" бросилась к Его ногам. Но Господь не позволил ей прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде воскресения.

В первый день Своего воскресения Господь несколько раз являлся Своим ученикам. По церковному преданию, Христос сначала явился Своей Матери, чем утешил Ее материнскую скорбь. Потом Господь явился и прочим женам-мироносицам, сказав им: «радуйтесь!» (Мф. 28:9). Жены мироносицы поспешили поделиться этой радостной вестью с прочими апостолами.

Этим же утром воины пришли к первосвященникам и сообщили им о явлении Ангела и об опустевшем гробе. Эта весть очень взволновала иудейских начальников: исполнились их тревожные предчувствия. Теперь им прежде всего предстояло позаботиться о том, чтобы народ не поверил в воскресение Христа. Собрав совет, они дали воинам много денег, приказав распространять слух, будто ученики Иисуса ночью, в то время когда воины спали, украли Его тело.

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15:22). Эти апостольские слова говорят не только о физическом воскресении людей, но и о духовном возрождении. Как смерть бывает двоякая – духовная и физическая, так и воскресение бывает двоякое – духовное и физическое. Духовная смерть Адама, состоявшая в утрате общения с Богом, предшествовала его физической смерти. От Адама смерть, как результат нравственного повреждения, перешла на всех людей. Воскресение Христово является началом нашего духовного воскресения, пробуждения в нас духовных стремлений, а также нравственного возрождения.

Праздник Светлого Христова Воскресения встречается православными христианами так радостно потому, что они в пасхальные дни более, чем в другое время года, ощущают возрождающую силу воскресения Христова, – ту силу, которая низложила власть тьмы, освободила души из ада, открыла двери в рай, победила узы смерти, влила жизнь и свет в души верующих.

Традиционно на Пасхальное богослужение приходит очень много верующих. Нет богослужения более светлого и радостного, чем православная Пасха. Служба начинается полунощницей, в конце которой Плащаницу с изображением Спасителя во гробе священник уносит в алтарь. Крестный ход вокруг храма напоминает шествие мироносиц ранним утром ко гробу Спасителя для помазания Его Тела. А далее Пасхальная утреня и литургия, на протяжении всей службы радостное приветствие «Христос Воскересе» наполняет храм.

Воспитанники воскресной школы совместно со взрослыми хором пели на Пасхальной службе. В конце литургии было зачитано «Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви». После целования креста все прихожане получили возможность зажечь свечку или лампадку от Благодатного огня, который был доставлен из Иерусалима.