В период Великого поста во многих храмах совершается Таинство Елеосвящения (Соборования). Это одно из семи Таинств Православной Церкви, где при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, врачующая немощи духовные и телесные. Таинство называется соборованием, потому что, как правило, совершается «собором» из нескольких священников.
История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Основное свидетельство установления Таинства Елеосвящения содержится в Послании Апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук соборуемых освященным маслом – елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов.
Традиционно к Таинству Елеосвящения православные христиане приступают один раз в год. Апостол Иаков обязанность принимать Елеопомазание возлагает на всех верующих, к какому бы званию и состоянию не принадлежал кто-либо из них: и пастыри, и пасомые, и правители, и подчиненные, – все подвержены болезням, нет человека на земле, иже… не согрешит (Еккл. VII, 21). Значит, всем одинаково необходима благодать исцелений и отпущения грехов в Елеосвящении.
Участие в Таинстве требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление.
Телесное исцеление не является основным действием таинства Елеосвящения. Благодатное действие таинства Елеосвящения сказывается и на нравственном состоянии души человека: «И если он соделал грехи, простятся ему». По мысли апостола, лежащий на одре болезни нуждается не только в физическом исцелении, но и в прощении грехов — болезнь и грех связаны между собой. Об этой связи сам апостол Иаков пишет в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни.
После или перед Таинством Соборования необходимо исповедоваться и причаститься.
В нашем храме Таинство Елеосвящения совершается по вторникам и четвергам в 18:30. |