Украшение храма перед праздником Рождества Христова - Храм в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского
Украшение храма перед праздником Рождества Христова

5 января воспитанники воскресной школы вместе с родителями украшали храм к Рождеству Христову. Пока взрослые устанавливали елочки в храме и делали цветочную композицию для аналойной иконы, ребята вплетали еловые ветви в каркас вертепа, который символизирует пещеру, где родился наш Спаситель.

Всех тружеников охватило предпраздничное настроение, и ребята решили спеть несколько колядок, чтобы многочасовая работа шла веселее.

Обычай наряжать на Новый Год елку пришел в Россию из Европы при Петре I, он имеет немецкое происхождение. Однако почитание ели как священного дерева изначально не германское, а кельтское. В культуре галлов ель была воплощением Древа Жизни благодаря своим вечно зеленым ветвям.

Ель - мировое древо, символ бессмертия и вечной жизни, долголетия, верности, цельности, честности, терпения. И в то же время - символ смерти, общения с загробным миром. Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. На вечнозеленой еле ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов.

Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник ёлку устанавливали в церкви на хоры и украшали яблоками. При разыгрывании сценок об Адаме и Еве она символизировала Райское дерево и напоминала об искусительном плоде. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь.

В России Петр I в 1699 году издал указ, которым повелел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а Новый год праздновать по-европейски - 1 января. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома ветвями хвойных деревьев (сосен, елей, можжевельника).

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II. А украшать ёлки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

К началу XX века ёлка становится в России обычным явлением. В 20-х гг. XX в. началась борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала отмена Рождества в 1929 году. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка. В конце 1935 года Рождественская ёлка была превращена в новогоднюю.

Украшая храм елкой, мы помним, что это вечнозеленое дерево – символ вечной жизни, горящие на ней огни говорят нам о том, что в мир пришел Свет – Христос, и подарки для деток под елкой напоминают о том, что Бог подарил нам Сына Своего.

Использованы материалы сайта https://happy-school.ru