Великий пост - Храм в честь Святого Благоверного Великого князя Димитрия Донского
Великий пост

«Постящемуся нужно воздерживаться от пищи, но прежде всего от грехов... Я назвал бы в тысячу раз блаженнейшим ядущего, чем постящегося и творящего неправду. Говорю это не для того, чтобы уничтожить пост, а чтобы призвать к благочестию. Не еда зло, а грех зло»

Свт. Иоанн Златоуст

Великий пост – это подражание жизни Христа. После Крещения Он удалился в пустыню, где “постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал” (Мф. 4:2). Христос был совершенным человеком и не имел никаких греховных стремлений. Своей жизнью Он дал нам пример для подражания. И этот аскетический пример мы всегда должны держать в памяти, чтобы достигнуть главной своей цели – единения с Богом. Христос в этот период претерпевал и искушения дьявола, и во время этих искушений “Ангелы служили Ему” (Мк. 1:13). Период искушений Господа также может многому научить нас.

Христос определенным образом подготовился к искушениям при помощи поста, после чего дьявол обрушился на него, словно яростная буря. Из всех искушений Христос вышел победителем.

То же самое происходит и с верующими. Наша жизнь полна искушений, и мы нуждаемся в подготовке. Период поста являет собой духовную школу, где христианин учится бороться. Господь, первым претерпевший искушения, указал нам путь борьбы с ними.

Опираясь на духовный опыт. Православная Церковь также установила 40-дневный Великий пост перед важнейшим христианским праздником - Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - Святой Пасхи.

Великий пост состоит из 7 Недель, каждая Неделя посвящена Празднику или Святому, которые нам помогают держать этот пост.:

1. Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение особенной продолжительностью. В первое воскресенье (Неделю) Великого поста совершается так называемое "Торжество православия", установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания Св. Икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви.

2. Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в 14 веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

3. В третье воскресенье Великого поста на Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".

4. В четвертое воскресенье вспоминается Прп. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал Лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается "стояние прп. Марии Египетской". Жизнь Святой Марии Египетской должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.

5. В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

6. Шестое воскресенье Великого Поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот иначе называется Вербным воскресением или Неделею Вайи (Цветоносною). На Вечерней службе освящаются молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

7. Страстную неделя. В церковнославянском языке слово «страсти» означает «страдания, муки». В Страстную неделю Православная Церковь обращает особенное молитвенное внимание на события, которые происходили в Иерусалиме перед иудейской пасхой 2000 лет тому назад, а именно, на последние дни пребывания Иисуса в городе. Тайную Вечерю в Сионский горнице, молитву в Гефсимании, измену Иуды, суд над Спасителем. Его распятие, смерть и воскресение.

Последние дни земной жизни Спасителя евангелисты передали наиболее обстоятельно. Именно ли священные события стоят в центре нашего внимания в течение всей Страстной седмицы. Богослужения этого периода связаны с общей темой страданий Христовых. Каждый верующий человек пытается за это время как можно полнее проникнуться их глубоким смыслом, чтобы в полной духовной готовности встретить славное Воскресение Христово. В своем Первом соборном послании святой апостол Петр пишет: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (I Пет. 4. 13).

Утром в Великий Четверг мы вспоминаем установление главного Таинства Церкви — Причастия во время Тайной Вечери, которую Господь совершил со своими учениками. Вечером в Великий Четверг, накануне Страстной Пятницы, в храмах читаются 12 Страстных Евангелий, чтобы напомнить нам цену, которой мы выкуплены из рабства греха и смерти.

В Великую Пятницу на середину храма выносится Святая Плащаница — как напоминание о крестной смерти нашего Спасителя и Его трехдневном погребении.

Суббота Страстной седмицы называется Тихой, ибо Господь находится в гробе и восходит душой к аду, чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников и праотцов наших. А в полночь начинается Пасхальное богослужение, которое продолжается всю ночь.

Все ли события мы вспоминаем изо дня в день на Страстной седмице. Мы готовимся к празднованию Пасхи, но должны помнить, что главной является подготовка собственной души к встрече с Воскресшим Христом. Чтобы достойно провести эти дни перед Воскресением Христовым, нужно приложить особенные духовные усилия и проникнуться духом того, что происходит в этот период в православных храмах.

Часто в период Великого поста мы задаем друг другу вопрос: “Сколько недель ты постишься?” В ответ мы можем услышать, что кто-то постится две недели, кто-то три, а кто-то в течение всего поста. Но какую пользу мы получим, если мы проведем это время, не совершая никаких подвигов добродетели?

Если кто-то говорит, что постился в течение всей Четыредесятницы, ответь ему, что имел врага и примирился с ним, осуждал – и прекратил осуждать, имел обыкновение клясться и поборол в себе эту пагубную привычку. Пост не принесет нам никакой пользы, если мы проведем его, как придется. Если в течение поста мы лишь воздерживаемся исключительно в пище, по истечении сорока дней закончится и наш пост. Если же мы в этот период отходим от своих грехов, по окончании поста полученная нами польза останется с нами, продолжится и, в конце концов, дарует нам не кратковременную земную награду, но Царство Небесное.

Таким образом, мы видим, что Великий пост – это не только ограничение в пище, но и упражнение в добродетели. Если же нам удается и то и другое, значит в главный день (Пасху) мы сможем достойно принять участие в духовной трапезе – Святой Евхаристии и причаститься.