19 января Православная Церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. |
Праздник Богоявления Господня известен уже во II-III веках. Тогда одновременно праздновали Рождество Христово и Его Крещение. Начиная с IV века Рожество Христово празднуется 25 декабря (7 января по новому стилю), а 6 января (19 января) — Крещение Господне. Второе название праздника - Богоявление, дано в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица. В древности на праздник Богоявления Господня совершалось крещение оглашенных, долгое время готовившихся к принятию Таинства. В праздник Крещения Господня совершается дважды великое освящение воды. Первое - в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а второе - в сам праздник. Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…» В этих прошениях Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Как великую святыню Крещенскую воду принимают с молитвой натощак, также используют для окропления жилища. Традиционно после праздничного всенощного бдения на городском карьере освящают «Иордань» (прорубь). В этом году чин освящения провел наместник Николо-Угрешского монастыря иеромонах Кирилл вместе со старшим священником храма в честь святого благоверного князя Димитрия Донского иереем Игорем Маркевичем. Все желающие могли с верой погрузиться в освященные воды. Крещенские купания в проруби – это относительно новый обычай, само по себе погружение в освященную воду не освобождает от грехов. Главным в этот великий праздник является молитва на божественной литургии и соединение со Спасителем в Таинстве Причастия. |