От Рождества Христова до Крещения Господня |
До IV века было принято вспоминать Рождество и Крещение Иисуса Христа в один день, и назывался этот праздник Богоявлением. Главную мысль, которую Церковь положила в основу праздника Богоявления, ярко выразил апостол Иоанн Богослов: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин. 1: 14). Богоявление — это торжество людей, к которым пришел их Бог и Создатель. Тот, Кто создал всю вселенную, Кто повелевает стихиями, Кому подвластны ангелы и демоны, смиряет Себя до уровня простого Сына Человеческого, принимает нашу природу, подчиняет Себя законам материального мира и в конечном итоге погружается в воды Иордана. Явление Бога человеку — стержневая идея и Святок в целом, и современного праздника Богоявления в частности. С IV-V вв. Рождество Христово и Крещение Господне стали праздноваться в разные дни. Так было положено начало Святкам (святым дням, когда христиане прославляют Рожденного Богомладенца), заканчивающимся Крещенским Сочельником. Слово "сочельник" связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом – сочиво. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, церковь установила после святок однодневный пост. Отсюда и пошла традиция варить сочиво. Меру поста верующие определяют по силам. В Сочельник Крещения и в сам день праздника Крещения Господня после Божественной литургии в храмах совершается великое освящение воды. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. В древней церкви это было связано с тем, что накануне праздника совершалось крещение оглашенных (людей, готовящихся принять крещение). Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие. Разница между первым и вторым освящением состояла в том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан. В первые века великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял крещение Иисус Христос. Позже стали устраивать "Иордань" и в других местах, где были реки или озера. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, которое стало не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самой материи (естества) воды через погружение в нее Бога во плоти. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому крещенскую воду приносят домой и хранят весь год. В народе сложилось традиция принимать богоявленскую воду натощак. Ее употребляют для окропления храмов и жилищ, при молитвах на изгнание злого духа, а также в качестве лекарства от болезней. 18 января на карьере была оборудована «иордань». Вечером накануне праздника Крещения Господня наместник Николо-Угрешского монастыря иеромонах Мефодий и иерей Игорь освятили воду в купели. Все желающие могли погрузиться с молитвой в святую воду, а затем в сам праздник Крещения Господня причаститься на литургии. |